ВОПРОСЫ:
Ударение – одно из фонетических средств, делающих речь отчётливее, понятнее, выразительнее. В родном языке ударение слова мы чаще всего заучиваем, услышав его от других. Изучая иностранный язык вне языковой среды, мы сталкиваемся с необходимостью понимания его правил, чтобы говорить на неродном языке без ошибок – это же касается и ударения, о котором и пойдёт речь...
Ударение – это наложение своеобразного усилия голоса, на определённый слог или слово, которое говоривший хочет выделить как смысловой центр высказывания. Ударение непосредственно зависит от силы выдоха, ширины голосовой щели и от напряжения мышц, которые работают более усиленно и энергично, когда звук находится под ударением.
Если рассматривать слова отдельно, вне речевого потока, то легко убедиться в том, что не все слоги произносятся одинаково, а некоторые так или иначе выделяются, произносятся ярче, другие же в сравнении с ними звучат слабее, кажутся более тусклыми.
Более яркие, сильные слоги называются ударными, то есть ударный слог – это тот слог, на который падает ударение, остальные слоги называются неударными или безударными.
Основные типы ударения
Эффект ударения достигается любым из факторов или всеми четырьмя – силой. тоном, длительностью и качеством гласных. В разных языках некоторые из этих факторов, как правило, более значимы, чем другие. Таким образом типы ударения различают в соответствии с наиболее значимым признаком:
- Динамическое (силовое) ударение – это выделение ударного слога усилением напряженности мышц органов речи.
- Музыкальным (тоническим, мелодическим) – называется ударение, если постановка ударения зависит от изменения высоты тона.
- Количественное (квантитативное) ударение – это выделение ударного слога увеличением длительности гласного.
- Качественное ударение – это выделение ударного слога по качеству: гласные в ударных слогах никогда не бывают слабыми и редуцированными, и наоборот, в безударных слогах гласные редуцированы.
Наиболее распространён, однако, смешанный тип ударения. В частности, ударение в русском языке имеет следующие характеристики: динамическое – ударный слог выделяется большей силой, тоническое – произнесение ударного слога происходит с повышением напряжения мышц речевых органов, количественное – гласный в ударном слоге более долгий и качественное – неударные гласные в отличие от ударного редуцируются.
Английский язык отличается явно выраженным динамическим ударением, поскольку произношение ударного слога происходит всегда с большей силой, однако у него отсутствуют количественность и качественность, характерные для русского языка.
Долгие и краткие английские гласные противопоставляются не зависимо от их ударности; хотя в ударном слоге гласные всё равно немного более долгие.
Говоря о качестве, следует заметить, что, хотя в ряде случаев (в основном в коротких служебных словах и так называемых слабых префиксах и суффиксах) неударный гласный в английском языке редуцируется, но при этом наряду с этим характерны случаи, про которых в безударных слогах встречаются гласные, не имеющих отличий по качеству с ударными. Например, [əʊ] в словах meadow ['medəʊ], widow ['wɪndəʊ], или долгое [ɔ:] в словах: record ['rekɔ:d], transport [træn’sp[ɔ:t], [aɪ] в слове: criticize ['krɪtɪsaɪz].
Виды ударения в английском языке
Каждое слово в английском языке, состоящее из более чем одного слога, имеет (по меньшей мере) один слог, который отличается от других. Ударение может быть основным (главным) – primary stress или main stress и второстепенным – alternative stress или secondary accent или secondary stress.
Основное ударение (главное ударение) – это то, что обязательно отличает один слог в слове от остальных. Вторичное ударение – это напряжение, которое мы можем прилагать к другому слогу в дополнение к основному ударению, чтобы произносить каждую часть слова более отчётливо, сильно и гармонично. Таким образом repartee [ˌrepɑ'tiː], referee [ˌrefə'riː], domineer [ˌdɔmɪ'nɪ ə] имеют ударение как на первом, так и на последнем слоге, хотя на первом слоге оно несколько менее сильное.
Но надо заметить, что хоть второстепенное ударение в первом слоге этих слов и общепринято, но все они могут произноситься с одним ударением (главном) на последнем слоге без малейшего отклонения от правильности.
В английском языке как во фразах, так и в словах, различают несколько степеней силы ударения. В многосложных словах можно различать ударение четы или пяти степеней, как, например, в слове possibility:
2 | 4 | 1 | 5 | 3 | |||||
p | ɔ | s | ə | b | ɪ | l | ɪ | t | ɪ |
Но для практических целей рассматривают ударение лишь двух или трёх степеней. Так, например, в слове difficult ['dɪfɪkəlt] различают один слог с ударением (ударный cлог) и два неударных слога. В слове examination [ɪgˌzæmɪ'neɪtʃn] слог с сильным ударением (другие термины – основное ударение, главное ударение), слог с второстепенным ударением и три неударных слога.
Я намеренно поставила ударение прямо над ударными гласными в английских словах, в некоторых примерах, приведённых в данной статье, чтобы обеспечить лучшую наглядность, однако делать так в обычных случаях не следует.
Ударение ставится только в транскрипции слова в виде косой чёрточки перед ударным слогом. Чёрточка над строкой, служит для обозначения главного ударения; та же чёрточка, помещённая под строкой, обозначает второстепенное ударение.
Встречается словесное ударение (word stress / word accent) и фразовое ударение (sentence stress). Ударение в словах – это такое ударение, которое падает какой-нибудь слог в слове. Фразовое ударение – это такое ударение, которое падает на отдельные слова в предложении).
Функции ударения
Поскольку слова могут быть образованы из различного числа слогов, от одного до восьми или девяти, необходим какой-то особый знак, чтобы отличать слова от простых слогов. В противном случае речь была бы только непрерывной последовательностью слогов и не передавала бы мысли. Ввиду того, что мысли передаются через слова, любая путаница в знаках привела бы к путанице в передаче мыслей.
Поэтому необходимо, чтобы умом можно было сразу понять, какие слоги принадлежат каждому слову в высказывании. Это может быть сделано посредством заметной паузы в конце каждого слова в разговоре, наподобие того как мы оставляем определённое расстояние между ними при письме и печати. Но это сделало бы беседу чрезвычайно утомительной; а также, хотя это помогло бы отличать слова, но запутывало бы смысл предложений.
Слоги также можно достаточно хорошо выделять определённой высотой или напряжением голоса, падающими на один из слогов каждого слова, что практиковалось некоторыми народами. Но английский язык (подобно многим другим) имеет для этих целей метку самого простого и простого вида, называемую ударением и которая фактически соответствует завершению.
Если сказать кратко для чего нужно ударение, то по большому счёту ударение нужно для связывания отдельных фонем в высшие единицы (слоги, такты, фразы) общим ритмико-мелодическим рисунком.
Ударный слог в произносительно-слуховом отношении является как бы центром слова, подчиняющим себе другие слоги слова. Тем самым ударение имеет большое значение в оформлении слова. Именно ударение позволяет отличить, например, a blackboard [ə 'blækbɔ:d] как слово от a black board [ə 'blæk 'bɔ:d] – свободного сочетания слов.
В английском языке место ударения может являться основным различителем частей речи, например ['impɔ:t] существительное и [im'pɔ:t] глагол (import).
В русском языке место ударения может быть основным различителем слов и форм слова, например, замок ['замък] и замок [зʌ'мок], ру́ки (имен. пад. мн. ч.) и руки́ (род. пад. ед. ч.).
Как ставится ударение в английском языке
Ударение может быть как свободным так и связанным. Например, в русском языке ударение свободное, так как может падать на любой слог:«ра́зный», «узкоколе́йка», «ло́дка», «жаро́вня», «треуго́льник», «простота́». В то время как, например, польский язык характеризуется связанным ударением, которое падает на предпоследний слог.
Подобно тому, как ударение, очевидно, указывает на самое значимое слово в предложении, таким же образом, если нет особых причин для другого варианта, ударение в слове всегда падает с наибольшей силой на его важнейшую часть, то есть корень или основу слова.
Кажется, что гармоничность окончания, которое часто притягивает ударение от корня приводит к тому, что закон падения ударения на значимую часть слова действует меньше. В действительности «родные» саксонские (древнеанглийские) окончания, единообразно предполагают, что ударение приходится на корень слова.
Однако латинские и греческие окончания, которыми изобилует английский язык, имеют прерогативу сохранять своё первоначальное ударение, и это наблюдается почти в каждом слове, заимствованном из этих языков.
Таким образом, ударение, очевидно, регулируется, в большой степени происхождением слов. Слова из древнеанглийского имеют в основном ударение на корне, в словах, заимствованных из иностранных языков – в основном на окончании, если в заимствованных словах ударение в английском стоит на другом месте, то сделано это с целью отличить их от других.
Отсюда следуют три принципа присвоения ударения в английском языке – корневой (loóve «любовь» → lóvely «красивый» → lóveliness «красота»), принцип окончания (hármony «гармония» → harmónious «гармоничный») и различительный принцип (cónvert «новообращённый» – to convért «изменять»).
Исходя из вышесказанного становится понятным, что раз в ударение в английском языке может падать на разные слоги, то можно сказать, что английский язык имеет свободное ударение. Помимо этого, следует кратко отметить и другие особенности ударения в словах английского языка:
- Слабый префикс (это такая приставка, которая частично или даже полностью утратила своё значение) в двусложных словах предполагает перенесение ударения на второй слог begín, becóme, awáy, belóng.
- Многосложные слова характеризуются различными явлениями в том, что касается ударения. Некоторые лингвисты различают два типа многосложных слов:
- Слова, имеющие рецессивное ударение – на первом слоге: hóspitable, láboratory, témperature, Cánterbury;
- Слова, имеющие ритмическое ударение, отнесённое на третий от конца слог: consístently, polítical, aríthmetic, compárative.
- В многосложных существительные с окончанием на -ity, -ude и глаголы, оканчивающиеся на –ate, -ise, -fy, -1у основное ударение падает на третий от конца слог: ˌunivérsity, ˌcapabílity, ˌcontinúity, exáctitude, áttitude, cóntemplate.
- Нередко в заимствованных из французского словах ударение переносится на первый или второй от начала слог: gárage, bállet , однако так происходит не всегда, и некоторые слова продолжительное время сохраняют изначальное ударение на последний (произносимый) слог: techníque, machíne.
Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!
Комментариев нет:
Отправить комментарий