4 мая 2015 г.

Фонетические упражнения на произношение английских звуков с озвучкой (материал из учебника Аракина В.Д.)

Фонетические упражнения на произношение английских звуков

ВОПРОСЫ:

Фонетические обозначения в упражнениях:

  1. '      ударение (основное), ставится перед ударным слогом
  2. ˏ      второстепенное ударение, более слабое, встречающееся вместе с основным ударением в многосложных словах
  3.       низкий нисходящий тон (это тон в среднем диапазоне, понижающийся постепенно) – чаще всего выражает законченность, категоричность утверждения; используется в нейтральных утвердительных предложениях, специальных вопросах, приказаниях, восклицаниях
  4.       низкий восходящий ядерный тон (это тон с низким началом и повышающийся постепенно) – характеризует некатегоричность утверждения, общие вопросы, просьбы, некоторые синтагмы (синтагма – говоря упрощённо – это единое смысловое целое в процессе речи, состоящее как из одной и более ритмической группы, представленной ударным и привязанными к нему безударными слогами), тесно связанные по смыслу с последующей частью предложения
  5.       пауза между синтагмами
  6. ∣∣      пауза между предложениями
  7.       понижение голоса
  8.       ровный тон
  9. :      после (долгого) гласного звука означает долгое его произношение
  10. ·      после (долгого) гласного звука означает полудолгое его произношение (т. к. он в безударном слоге)

Звук [ʌ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Долготу гласного звука [ʌ] в зависимости от его позиции в слове
  • Отсутствие редукции гласного в безударном глаголе [hæz], использованного в основном своем значении "обладать"(редукция представляет собой сокращение длительности и/четкости произнесения гласных в безударных служебных словах и местоимениях. Соответственно, бывает редукция количественная – сокращается время произнесения гласной: [ɑ:] → [ɑ·] (две точки означают дли-и-ительное произношение гласной, подвергшись редукции гласный становится менее длительным – проиллюстрировано одной точкой).
    И бывает редукция качественная – когда гласный теряет четкость произнесения и превращается в некий нейтральный гласный типа [ə]: [ɑ] → [ə].
  • Придыхание при произношении [k], [t] в ударной позиции
  • Слитное произношение слов
  • Правильное интонационное и ритмическое оформление предложений
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
kʌb kʌp ʌs → sʌmθɪŋ fʌnɪ
bʌd bʌt ʌp → kʌm tə ðə klʌb
sʌn lʌk 'ʌndə maɪ ↘ mʌðəz 'kʌzn ɪz ə dɒktə
tʌŋ hʌt ↘ evrɪ 'kʌntrɪ hæz ɪts kʌstəmz

Звук [ɑ:]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
kɑ: – kɑ:m – kɑ:t ɑ:m ə → fɑ: stɑ:
fɑ: – fɑ:m – pɑ:t ɑ:t → ɑ:sk fɑ:ðə
bɑ: – bɑ:d – bɑ:k ɑ:sk ðə → dɑ:k gɑ:dn

Звук []

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Ослабленную артикуляцию второго элемента дифтонга [aɪ]
  • Долготу дифтонга [aɪ] в зависимости от его позиции в слове
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
saɪ – saɪd – saɪt → faɪn aɪz
laɪ – laɪd – laɪt aɪz → deɪ baɪ deɪ
taɪ – taɪd – taɪt aɪs → leɪt ət naɪt

Звук []

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Ослабленную артикуляцию второго элемента дифтонга [aʊ]
  • Долготу дифтонга [aʊ] в зависимости от его позиции в слове
  • Правильное произношение звука [h], представляющего собой только выдох перед началом гласного
  • Потерю взрыва (при размыкании преграды воздуху) и выпадение первого звука [d] в слове [ən(d)]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
naʊ – naʊn – ə'baʊt aʊl → haʊ haɪ → ʌp ən(d) daʊn
baʊ – taʊn – haʊs aʊt → haʊ hɑ:d ə→baʊt faɪv
ə'laʊ – laʊd – daʊt → haʊ hɒt → wɒt əbaʊt ðə saʊndz

Звук [æ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие гортанной смычки перед гласным [æ] в начале слов [æd], [æt]
  • Отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда [ɪ, e, æ]
  • Отсутствие взрыва (при размыкании преграды воздуху) в словосочетаниях [ə → bɪg bæg] и [ə → blæk kæt]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
læb – læp æd dɪd – ded – dæd pɪt – pet – pæt ə → bɪg bæg
kæb – kæp æm hɪd – hed – hæd tɪn – ten – tæn ə → blæk kæt
hæd – hæt æt sɪt – set – sæt pɪn – pen – pæn → get ðə mæps

Звук [e]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Долготу гласного [e] в зависимости от его позиции в слове
  • Отсутствие гортанной смычки перед гласным [e] в начальном положении
  • Наличие придыхания перед [p, t, k] в ударной позиции
  • Сильную артикуляцию конечных глухих гласных и слабую, приглушенную артикуляцию звонких согласных в той же позиции
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
ten get en det – ded sɪt – set 'bɪzɪ – 'benɪ gets
pen pet eg bet – bed bɪt – bet 'pɪtɪ – 'betɪ pets
men net et set – sed bɪg – beg 'mɪnɪ – 'menɪ bedz
dɪd – ded

Звук []

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Ослабленную артикуляцию второго элемента дифтонга [eɪ]
  • Долготу дифтонга [eɪ] в зависимости от его позиции в слове
  • Отсутствие озвончения глухого звука [k] перед звонким [ð] в сочетании слов [→ 'teɪk ðə keɪk]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
leɪ – leɪd – leɪt ðə → seɪm neɪm
meɪ – meɪd – meɪt eɪd ðə → feɪtl deɪ
seɪ – seɪv – seɪf eɪt ↘ dəʊnt 'teɪk ðə keɪk

Звук [ɜ:]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие смягчения согласных перед [ɜ:]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
sɜ: – sɜ:v – sɜ:f ɜ:n ən → ɜ:lɪ bɜ:d
fɜ: – lɜ:n – nɜ:s 'ɜ:lɪ ð:ə → fɜ:st vɜ:b
bɜ: – bɜ:d – bɜ:θ ɜ:θ ðə → θɜ:tɪ fɜ:st

Звуки [f], [v]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие смягчения согласных перед гласными [ɪ, e]
  • Слитное произношение сочетания [vn], так чтобы не было между ними гласного призвука
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
fɪl lɪv
def 'velvɪt
'defɪnɪt 'sevn
ɪn'defɪnɪt ɪ'levn

Звук [h]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Ударение в следующих словах: [hə'ləʊ], [həʊ'tel], ['hɒspɪtl]
  • Латеральный взрыв в слове ['hɒspɪtl]. Здесь вам наверняка потребуется пояснение к понятию «латеральный взрыв». Если перед согласным [l], стоит взрывной альвеолярный согласный (а именно такой, при произношении которого воздух проходит в ротовую полость, а размыкание смычки (преграды воздуху) происходит резко и напоминает взрыв – таковы английские согласные [p, b, t, d, k, g]), то такое звукосочетание нужно произносить слитно, не отрывая кончик языка от альвеол, так чтобы не получилось никакого гласного призвука между ними. Взрыв (размыкание преграды воздуху) при произнесении согласного, стоящего перед [l] происходит в процессе произнесения последующего [l]. В таких случаях [l] в английском языке становится слогообразующим (подобно гласным).
  • Отсутствие смягчения звука [h] перед гласными переднего ряда [ɪ, i:, e]
  • Различие интонации в приказе и просьбе
  • Отсутствие взрыва (при размыкании преграды воздуху) в словосочетании ['dəʊnt 'gəʊ]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
i: – hi: hə'ləʊ
ɪz – hɪz həʊ'tel
ɑ:m – hɑ:m 'hɒspɪtl
ɑ:t – hɑ:t → gəʊ həʊm → gəʊ həʊm
hɪz hed ↘ dəʊnt 'gəʊ həʊm (приказ)
hɪz hɑt ↘ dəʊnt 'gəʊ həʊm (просьба)

Звуки [ɪə], [ɛə], [ʊə]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие смягчения согласных перед гласными [ɪə], [ɛə]
  • Второй элемент, который представляет собой слабый скользящий звук
  • Низкое положение языка при произнесении звука [ɛə]
  • Связующее [r] в предложениях: [wɛə ɪz]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
dɪə bɛə pʊə → wɛər ɪz mɛərɪ
nɪə ðɛə ʃʊə → wɛər ɪz ðə ʧɛə
hɪə hɛə 'jʊərəp → wɒt ɪz ðɛər ɪn ðə bæg
'pɛərənts 'ju:ʒʊəlɪ → wɒt ɪz ðɛər ɒn ðə ʃelf

Звук [i]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие смягчения согласных перед гласным [ɪ]
  • Чтобы при произнесении звуков [t, d, n, s, z] кончик языка касался альвеол
  • Наличие придыхания перед [t, k] в начале ударного слога
  • Сильную артикуляцию конечных глухих гласных и слабую, приглушенную артикуляцию звонких согласных в той же позиции
  • Долготу гласного [ɪ] в зависимости от его позиции в слове
  • Отсутствие гортанной смычки перед гласным [ɪ] в начальном положении
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
dɪd sɪt s'tɪ ɪt sɪt – sɪd
dɪg nɪt 'kɪtɪ ɪz dɪk – dɪg
kɪd sɪk 'tɪkɪt ɪn tɪk – tɪg
sɪn kɪs 'gɪdɪ

Звук [i:]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Различие в долготе гласных [ɪ] и [i] в зависимости от их позиции в слове
  • Различие в долготе гласных [ɪ] и [i] в одинаковых позициях в слове
  • Факт различия в артикуляции гласных [ɪ] и [i] во всех позициях
  • Отсутствие смягчения согласных перед гласными [ɪ, i:]
  • Отсутствие гортанной смычки перед гласным [i:] в начальном положении
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
bi: – bi:n – bi:t i:v dɪ – di:d sɪt – si:t
di: – di:n – di:p 'i:zɪ lɪd – li:d bɪt – bi:t
ni: – ni:d – ni:t i:t lɪv – li:v nɪt – ni:t
si: – si:d – si:t fɪld – fi:ld lɪst – li:st
li: – li:g – li:k sɪn – si:n slɪp – sli:p

Звук [j]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Слабую артикуляцию согласного [j]
  • Положение кончика языка вверху альвеол (альвеолы – бугорки в ротовой полости между верхними передними зубами и передней частью нёба) при произнecении звука [t]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
et – jet es – jes
el – jel jes ∣ ɪt ɪz

Звук [l]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Положение кончика языка вверху альвеол (альвеолы – бугорки в ротовой полости между верхними передними зубами и передней частью нёба)
  • Латеральный взрыв [t] перед [l]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
les – sel lɪk – kɪl 'setl
let – tel lɪt – tɪl 'ketl
lɪp – pɪl 'lɪlɪ – lɪtl

Звук [ŋ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Интонационное оформление восклицаний, употребляемых при встрече (a) и при расставании (b). В очень общих чертах можно заметить, что приветственные восклицания произносятся обычно с нисходящим тоном, хотя, если они произносятся в рамках фамильярно-дружеского общения, где присутствует оттенок радости или удивление, могут произноситься и с восходящим тоном. Восклицания при прощании обычно произносятся с восходящим тоном, но могут произноситься с понижением тона, когда выражают окончательность («всё, разговор окончен»).
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
sɪn bæŋk (a) gʊd mɔ:niŋ (b) → gʊd mɔ:niŋ
lɒŋ tæŋk gʊd → ɑ:ftənu:n gʊd → ɑ:ftə nu:n
'i:tɪŋ 'lɪŋkɪŋ gʊd i:vnɪŋ → gʊd i:vnɪŋ
'skeɪtɪŋ 'θɪŋkɪŋ gʊd naɪt
'səʊ lɒŋ
gʊd baɪ

Звук [ɔ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Чтение окончания множественного числа -s. После глухого согласного оно читается как [s], в то время как после звонкого согласного или гласного оно читается как [z]. Если же слово оканчивается на свистящий или шипящий согласный, то окончание множественного числа принимает форму -es и читается как [ɪz]. Не следует оглушать звонкий конечный согласный [z] в окончаниях множественного числа.
  • Сильную артикуляцию конечных глухих согласных и слабую – звонких
  • Отсутствие гортанной смычки перед гласным [ɔ] в начальном положении
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
gɔd – gɔt ɔn ə 'dɔg – dɔgz ɔ 'bɔks – 'bɔksɪz
nɔd – nɔt ɔd ə 'dɔl – dɔlz ə 'fɔks – 'fɔksɪz
dɔg – dɔk 'ɔfə ə 'kɔk – kɔks → mɔd(ə)n nɔv(ə)lz
lɔg – lɔk 'ɔksən ə 'lɔk – lɔks ↘ gɪv 'pɔlɪ – kɔfɪ

Звук [ɔ:]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Долготу гласных в зависимости от их позиции в слове
  • Положение губ при произнесении звуков [ɒ], [ɔ:], [əʊ], качественное различие [ɒ – ɔ:] во всех позициях.
  • Отстутствие озвончения глухого согласного [s] под влияние последующего звонкого [b]: [ðɪs bɔ:l]
  • Отстутствие гортанной смычки перед гласным [ɔ:] в начальном положении
  • Правильную артикуляцию конечных звонких согласных
  • Придыхание при произношении [k], [p], [t] в ударной позиции
  • Интонацию альтернативного вопроса (повышающаяся интонация в той части вопроса, которая стоит до союза or, понижающаяся интонация в той части вопроса, что стоит после союза or): ↘ ɪz ðɪz 'bɔ:l bɪg ∣ ɔ· smɔ:l∣∣
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
kɔ: – kɔ:d – kɔ:t ten – tɜn – tɔ:n → nɒt ət ɔ:l ∣∣ ↘ ɪz ðɪz 'bɔ:l bɪg ∣ ɔ· smɔ:l ∣∣
sɔ: – sɔ:d – sɔ:t hed – hɜ: – hɔ:d
fɔ: – fɔ:m – fɔ:k ben – bɜ:n – bɔ:n
tɔ: – tɔ:l – tɔ:k bed – bɜ:d – bɔ:d
ɔ:l kɒk – kɔ:k – 'kəʊkəʊ
'ɔ:gəst hɒt – hɔ:t – həʊp
ɔ:t pɒt – pɔ:t – pəʊk
kɑ:d – kɔ:d spɒt – spɔ:t – spəʊk
kɑ:t – kɔ:t
pɑ:t – pɔ:t
pɑ:k – pɔ:k

Звук [ɔɪ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Долготу дифтонга [ɔɪ] в зависимости от его позиции в слове
  • Отсуствие придыхания при произнесении звука [p] в позиции после [s]
  • Произнесение указательных местоимений ([ðɪs], [ði:z], [ðəʊz], [ðæt])
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
nɔɪz – vɔɪs → ðɪs bɔɪ – → ði:z bɔɪz ðə ↘ bɔɪ 'spɔɪlz ðə tɔɪz
bɔɪl – ʧɔɪs → ðɪs tɔɪ – → ði:z tɔɪz
kɔɪn – ɪk'splɔɪt → ðæt vɔɪs – → ðəʊz vɔɪsɪz

Звук [əʊ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Движение губ при произнесении дифтонга (см. здесь)
  • Чтобы при произнесении звуков [t, d, n, l] кончик языка касался альвеол
  • Придыхание при произнесении звука [k] в ударной позиции
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
ləʊ – nəʊn – nəʊt əʊ sɜ – səʊ → səʊ səʊ
gəʊ – kəʊl – kəʊt əʊn fɜ – fəʊ → əʊ nəʊ ∣ ↘ dəʊnt gəʊ ələʊn
səʊ – səʊl – səʊk 'əʊnlɪ tɜn – təʊn
bɪ'ləʊ – bəʊn – bəʊt əʊpn bɜ – bəʊn

Звук [r]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие смягчения согласных перед гласными [ɪ, i:, e]
  • Слитность артикуляции сочетания звука [r] с согласными [g] и [b], которые идут перед ним в словосочетании ['greɪt 'brɪtn], соблюдайте носовой взрыв в слове['brɪtn]. Носовой взрыв представляет собой специфическое явление, возникающее при произнесении сочетания взрывных альвеолярных согласных [t], [d] с последующими носовыми сонантами [n] или [m], которое произносится слитно. Взрыв альвеолярного согласного происходит в процессе произнесения последующего сонанта [n] или [m] и называется носовым взрывом. В сочетаниях [tn], [dn] кончик языка примыкает к альвеолам (бугорки в ротовой полости между верхними передними зубами и передней частью нёба); поэтому после произнесения [t], [d] кончик языка остается на альвеолах. Во время смычки мягкое небо опускается для артикуляции последующего звука [n], воздух выходит через носовую полость (то есть происходит носовой взрыв).
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
ri:d 'berɪ → ri:d ðə raɪmz
raɪt 'nærəʊ → bi:t ðə rɪðm
rəʊd 'fɒrɪn → ðæts raɪt
'reɪdɪəʊ → verɪ sɒrɪ → greɪt brɪtn

Звуки [ʃ], [ʒ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие качественной редукции (когда гласный теряет чёткость произнесения и превращается в некий нейтральный гласный типа [ə]: [ɑ] → [ə]) в местоимениях he, she в безударном положении
  • Частичное оглушение [l], когда им предшествует глухой согласный [p]
  • Отсутствие гласного призвука между согласным в слове [ɪznt]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
ʃi: ʃæl ʃi· ɪz hi· ɪz æm
fɪʃ 'fɪnɪʃ ʃi· ɪznt hi· ɪznt aɪ (ə)m nɒt
'meʒə 'pleʒə ʃi· ɪz nɒt hi· ɪz nɒt æm aɪ
dɪ'vɪʒn dɪ'sɪʒn ɪz ʃi· ɪz hi·

Звуки [ʧ], [ʤ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие полного оглушения [ʤ] в конце слов (под оглушением понимается процесс перехода звонких согласных в соответствующие парные глухие звуки в определённых позициях)
  • Слитное произнесение обоих компонентов звука [ʤ]
  • Слитное произнесение слов в предложениях
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
ʧi·z ʤæm
ʧaɪld ʤʊ'laɪ → ʤeɪn ən(d) ʤɒn
ʧɔ:k 'vɪlɪʤ ↘ dəʊnt 'tʌʧ ðə wɒʧ
ti:ʧ ʧeɪnʤ

Звуки [θ], [ð]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Отсутствие смягчения согласных перед гласным [ɪ]
  • Переход кончика языка с позиции между зубов к альвеолам при произношении слова [ðɪs]
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
θθθ – ððð θθθ – θɪn sɪn – θɪn – tɪn
sss – θθθ θθθ – θɪk sɪk – θɪk – tɪk
zzz – ððð ððð – ðɪs

Звук [u:]

Работая над упражнением, обратите особое внимание:
  • На качественную редукцию гласного [u:] в безударной позиции
  • На дифтонгизацию гласного [u] (как осуществляется изменение качества звука в процессе его произнесения)
  • На долготу гласного [u] в зависимости от его позиции в слове
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
lu:z – lu:s nju:, fju: ju· ɑ:
mu:d – mu:t 'mju:zɪk ju ɑ· nɒt
su:n – su:p 'mju:zɪkəl ɑ: ju·
'stju:dənts ju· ɑ:nt

Звук [ʊ]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Различие в длительности гласных [ʊ] и [u:], стоящих в одинаковых позициях в слове.
  • Качественное различие гласных [ʊ] и [u:] во всех позициях.
  • Произнесение [t], который не должен произносится в позиции язык между зубами подобно следующему за ним звуку [ð]
  • То, что взрывные согласные [p, b, t, d, k, g] (при произнесении которых преграда воздуху размыкается резко, напоминая взрыв) теряют этот самый взрыв перед последующими смычными гласными согласными (при произнесении которых преграда воздуху является полной) – всё те же [p, b, t, d, k, g], но включая [m, n, ŋ].
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
gʊd pʊl – pu:l ə → gʊd bʊk
kʊd fʊl – fu:l ə → gʊd kʊk
kʊk fʊt – fu:d → lʊk ət ðə bʊk
tʊk pʊt – bu:t

Звук [w]

Работая над упражнением, обратите особое внимание на:
  • Чёткость произнесения трудного сочетания слов [wɒts ðə]
  • Правильность звучания [ɒ]
  • Интонационное оформление специальных вопросов (обычно произносятся нисходящим тоном, интонация понижается на последнем ударном слоге)
Нажмите 🔊 чтобы прослушать
wi: 'wɪntə wi· ɑ: → wɒts ðə mætə (специальный вопрос)
wel 'wɪndəʊ wi· ɑ· nɒt → wen ɪz hi· bɪzɪ (специальный вопрос)
waɪ wɒnt ɑ wi· ↘ waɪ 'ɪznt ðə 'wɔ:tə wɔ:m (специальный вопрос)
wɪð wəʊnt

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!