28 октября 2019 г.

Что такое синтагма, примеры в русском и английском языке, синтагматическое членение

Синтагма в английском и русском языке

Изучение смысловых единств играет огромную роль в овладении устной иностранной речью, ведь умение ясно выразить и передать содержание предложения напрямую связано с умением правильного членения на смысловые группы. И, хотя в рамках современной школы изучение этой темы не предусмотрено, изучение её необходимо, если мы говорим о действительном освоении чужого языка...

Ясность выражения мысли весьма часто требует членения предложения при помощи пауз, фразового ударения и интонации на части – группы слов, связанных по смыслу, которые так и называются – смысловые группы (sense-groups) или синтагмы. Таким образом, синтагма – это группа слов (или даже одно слово), представляющих одно целое, которое нельзя разделить далее в смысловом, грамматическом и интонационном отношениях.

Степень смысловой законченности синтагм может быть разной. Следующие предложения имеют по три смысловых группы каждое:
Он поехал около рощи, ǀ надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу ǀ или объехать рощу.
We return to town, ǀ to-morrow.
В этих предложениях первые синтагмы дают законченный смысл и могли бы быть отдельными, самостоятельными предложениями. Остальные синтагмы в этих примерах законченного смысла не составляют, однако также образуют такое смысловое целое, которое нормально разделено быть не может.

Синтагменная пауза

Фразы – это более сложные единства, образованные синтагмами и представляющие собой законченные высказывания, и отличающиеся в речи более глубоким падением тона [в конце] и более длительной паузой, чем пауза между синтагмами. Длительность паузы бывает разной в зависимости от степени смысловой законченности, от степени смысловой связанности данной синтагмы с последующей.

Чем законченнее, самостоятельнее по смыслу синтагма, тем длиннее пауза.

Так, более длительные паузы с сильным понижением голоса (по А.М. Пешковскому) называются разделительными паузами. Остальные – соединительные (союзные, синтаксические) паузы – более краткие; они могут разделять фразу на целый ряд ритмико-синтаксических единиц – синтагм. Соединительной паузе предшествует или повышение голоса, или частичное его понижение.

Разделительные паузы обычно бывают достаточно длительными и не могут быть опущены, соединительные же паузы могут и не осуществляться как перерывы для вдоха (хотя в медленной речи пауза всегда есть); речевое членение в таких случаях происходит лишь при помощи мелодии и фразового ударения.

Возможность сделать паузу без нарушения смысловых связей в предложении (с повышением или понижением голоса перед паузой) является хорошим средством проверки правильности членения предложения на смысловые группы.

В транскрипции более долгие паузы можно обозначить двумя вертикальными чертами ǁ, более короткие – одной чертой ǀ, краткие и необязательные в быстрой речи паузы могут обозначаться волнистой вертикальной чертой .

Для правильного и выразительного чтения необходимо соблюдать различия в смысловой долготе пауз, например:
Не had not been here five minutes, ǀ when a vivid flash of lightning ⌇ was followed by a loud pealof thunder ǀ that crashed and rolled away in the distance ⌇ with terrific noise – ǁ then came another flash of lightning ǀ brighter than the other, ǁ and a second peal of thunder ǀ louder than the first. ǁ [Ch. Dickens]

Группы, произносимые без паузы для перевода дыхания, называются дыхательными группами (breath-groups). Смысловые группы могут совпадать с дыхательными, хотя это и не является обязательным. Дыхательная группа может состоять из одной или нескольких смысловых групп. Однако обратного явления не наблюдается, и говорящий не делает паузы для перевода дыхания внутри смысловой группы, а только до или после неё. Этим и объясняется то, что некоторые авторы называют смысловые группы «дыхательными».

Смысловая группа – это группа слов, выражающая более или менее единое смысловое целое, с соответствующим законченным мелодическим рисунком (т. е. заканчивающимся падением или повышением). В предложениях, состоящих из двух и более смысловых групп, границы синтагм выражены переломом в мелодическом ходе, каждая смысловая группа имеет определённое мелодическое оформление. Более значимые смысловые группы обычно выделяются среди других более сильным ударением, более широким мелодическим диапазоном. Кроме того, возможны различия в темпе произнесения; подчинённые смысловые группы часто произносятся в более быстром темпе, а также на более низком высотном уровне.

Синтагма в английском языке

В английском языке неконечные смысловые группы оформляются восходящим или нисходящим тоном главноударного слова, в зависимости от меньшей или большей смысловой законченности, от степени смысловой связанности с последующей синтагмой, например: And ʹthen ʺdown came the ʺrain, ǀ with a ʺforce and ʺfury ǀ that ʹswept ʺeverything beʺfore it. ǁ:

Пример синтагмы в английском языке

Синтагменный ритм

Характерной чертой английского ритма является стремление произносить ударные слоги одной смысловой группы через одинаковые промежутки времени вне зависимости от числа находящихся между ними неударных слогов.

Так, в предложении It ʹwasn’t ʹgreat ʹtrouble имеются три ударных и три неударных слога, из которых один находится в начале, второй в середине и третий в конце понижающегося ряда:

Чередование ударных и неударных слогов в английском языке

В предложении It ʹwasn’t a ʹgreat deal of ʹtrouble число неударных слогов увеличилось на три единицы. В нём имеется один слог в начале, четыре — в середине и один — в конце понижающегося ряда, но это изменение не повлияло на ритм, так как скорость, с которой произносятся неударные слоги также увеличилась.

Ритмическое чередование в английском языке

Синтагма может быть частью предложения (включать в себя один из его членов), объединять в себе два члена предложения, может состоять из одного лишь слова (если смысл требует или допускает его относительное обособление), а может совпадать с предложением. Она может представляться вводным словом (или словами), вводным предложением или являться частью его, выступать как предложение разных типов и разной структуры – придаточное или главное, повествовательное или вопросительное. Например:
Зима. (предложение — одна синтагма).
Было жарко, ǀ и мы решили искупаться (две синтагмы).
После уроков ǀ некоторые студенты ǀ пошли в спортзал (три синтагмы).
Произвести какое-либо иное паузальное членение этих предложений без нарушения или разрушения их смысла невозможно.

Выражение синтаксических отношений

Синтаксические отношения могут быть выражены при помощи одних только ритмико-мелодических средств:

  1. ʹКак уди↗ʺвили его ǀ ʹслова ↘ ʺбрата. ǁ
    Но:
    ʹКак уди↗ʺвили ǀ еʹго сло↗ʺва ǀ ↘ ʺбрата.ǁ
  2. ↗ʺЧасто ǀ наблюʹдаемые ↗ʺфакты ǀ не обоб↘ʺщаются. ǁ
    Но:
    ʹЧасто наблюʹдаемые ↗ʺфакты ǀ не обоб↘ʺщаются. ǁ
  3. Изуʹчение ʹшумов вооб↗ʺще ǀ не ↘ʺвходит в ʹнашу ʹзадачу. ǁ
    Но:
    Изуʹчение ↗ ʺшумов ǀ воо↘ʺбще не ʺвходит ʹнашу заʹдачу. ǁ

В зависимости от ритмического членения и мелодики, грамматическое подлежащее во втором варианте иное, чем в первом варианте. Ср. — «его слова» и «слова брата», таким образом, смысл сказанного меняется, предметом удивления являются разные вещи. Во втором и третьем примерах несколько изменяется характер подлежащего в зависимости от ритмического членения.

В этих образцах мы видим любой член предложения в составе синтагмы: группу подлежащего, группу сказуемого, обстоятельственные слова, дополнение.

На этих же примерах видно также, что ритмическое членение может изменить роль слова в предложении. Во втором примере слово «часто», будучи выделено в отдельную синтагму, является обстоятельством времени, будучи же объединено в одной синтагме с подлежащим, относится к определению. То же видим в третьем примере. Слово «вообще», будучи отнесено к первой синтагме, определяет слово «шумов»; будучи отнесено ко второй синтагме, является модальным словом, поясняющим сказуемое.

Для передачи смысла и синтаксических отношений служит не только членение речевого потока на синтагмы, мелодика и фразовое ударение. Распределение ударений внутри синтагмы также служит этим целям, пример из J. Galsworthy, In Chancery:
ʹUncle 'James’ll ⤵ ʺ'sleep in his bed now!

Если это предложение произнести, как здесь указано, то есть чтобы ударение падало на первые три слова, с особым выделением слова sleep, как динамическим, так и мелодическим, то это означало бы то, что, очевидно, и хотел выразить автор, а именно, что старик Джеймз теперь будет спать спокойно. Здесь весь смысл высказывания заключён в слове «спать»; слова же in his bed now, в сущности говоря, ничего не прибавляют к основной мысли, никто и без этих ^слов не сомневается в том, что Джеймз проводит ночь в своей постели, а не на полу. Но вот всегда ли он спит – это вопрос. Теперь он будет спать спокойно.

Но если эту фразу произнести иначе, то и смысл её изменится: “ʹUncle ʹJames'll ʹsleep in his ⤵ ʹbed now.” Ударение на слове “bed" означало бы, что теперь дядюшка Джеймз будет спать в своей постели (а не на диване и не на полу); здесь слова “sleep” и “in his bed” приобретают одинаково важное значение и конкретно указывают место, где будет спать Джеймз.

Дополнительно по теме см. здесь и здесь.

Деление на синтагмы: принципы и рекомендации

Синтаксическая и фонетическая структура синтагмы зависит прежде всего от смысла, передаваемого предложением, а также и от структуры самого предложения, опять-таки находящегося в тесном соответствии со смыслом высказывания, и от строя языка. Например, слова ʺЯ могу дать вам егоʺ могут при помощи ударения, интонации и паузы образовать одно или два предложения, одну или две синтагмы, могут, в зависимости от этого, передавать различный смысл:

  1. ʹЯ моʹгу ↘ ʺдать вам его. ǁ
    В данном случае ударение падает на каждое из первых трёх слов, причём слово «дать» имеет усиление ударения и понижение тона; такая трактовка соответствует повествовательному предложению, и смысл сказанного сводится к тому, что какой-то известный собеседникам предмет может быть дан одним из них. Например: Я могу ʺдать вам его, вам не нужно покупать эту вещь.
  2. ↗ ʺЯ? ǀ моʹгу ↘ ʺдать вам его. ǁ
    Здесь имеет место членение на две синтагмы. Первая выражает переспрос, вторая — заверение, что предмет может быть дан.
  3. ʹЯ мо↘ʺгу. ǁ ↗ ʺДать вам его? ǁ
    В приведённом примере первая синтагма является ответом и выражает готовность или согласие что-то дать, а вторая — вопрос, требующий подтверждения.
  4. ʹЯ мо↘ʺгу. ǁ ʹДать ↗ ʺвам его? ǁ
    Смысл этого случая аналогичен пункту 3, но вопрос требует уточнения, дать ли предмет именно второму собеседнику (или, скажем, его помощнику).
  5. ↘ ʺЯ могу. ǁ ↗ ʺДать вам его? ǁ
    Здесь логическое ударение на «я» в первой синтагме подчёркивает, что, очевидно, из какого-то круга лиц именно это лицо вызывается поделиться чем-то.
  6. Я могу дать ↘ ʺвам его. ǁ
    Я могу ↘ ʺдать вам его. ǁ
    ↘ ʺЯ могу дать вам его. ǁ
    В приведённых примерах перенос логического ударения, подчёркивая важность одного слова в предложении перед всеми остальными, тем самым, меняет смысл высказывания.
  7. Я могу ↗ ʹдать вам его, ǀ но...
    ↗ ʺЯ могу дать вам его, ǀ но...
    Я мо↗ʺгу дать вам его, ǀ но...
    Я могу дать ↗ ʺвам его, ǀ но...
    Данные случаи аналогичны четырём предыдущим в смысле использования логического ударения, но повышение на последнем ударенном слоге лишает эту синтагму значения самостоятельного законченного высказывания и устанавливает подчинительную связь с последующим, эта синтагма, таким образом, превращается в первую из ряда синтагм (или хотя бы первую из двух).
    Например, можно ожидать такого продолжения: ʹЯ могу ↗ ʺдать вам его, ǀ но мне ʹкажется, что вам ʹнужен приʹбор ʹлучшего ↘ ʹкачества. ǁ Или: ʹЯ мо↗ʹгу дать вам его, ǀ но ʹтолько на ʹнекоторое ↘ ʹвремя. ǁ

Принцип синтагматического членения предложения в известной степени совпадает с грамматическим принципом, то есть делением на члены предложения и их группы, однако полностью к нему не сводится. Так, при членении простого предложения в отдельную синтагму можно выделить: группу подлежащего (подлежащее с определением или выраженное однородными членами), сказуемое с дополнением, определение с определяемым словом, обстоятельство, стоящее в начале предложения и предшествующее подлежащему.

Например : Два раза в неделю (группа обстоятельства) я и мои друзья (группа подлежащего) занимаемся английским языком (сказуемое + дополнение) в институте. (группа обстоятельства). Следует иметь в виду, что паузой обычно не отделяются: сказуемое от дополнения, определение от определяемого слова, глагол-связка от именной части сказуемого.

Если при чтении смысл предложения понят хорошо, само деление на смысловые группы, правильное установление, в каком месте предложения требуется или допускается членение, не представляет трудности. Ведь и в русском и в английском языке членение на синтагмы определяется смыслом, смысловыми связями слов, составляющих предложение.

Нужно добиваться, чтобы слова не отделялись друг от друга паузами и интонацией в пределах одной смысловой группы; наша речь вовсе не состоит из отдельных слов, а из выражающих более или менее законченную мысль предложений, в которых смысловое соотношение частей передаётся членением на смысловые группы.

Тщательное, не быстрое чтение, в особенности отрывков описательного характера, обычно даёт членение на минимальные по смысловому объёму синтагмы. Напротив, в разговорной речи и в быстром чтении две потенциальных синтагмы нередко произносятся как одна, если это допускает ясность выражения мысли, например:
He ʹwent ʹhome ǀ at ʹeight ʹthirty.

Синтагма в английском языке

He ʹwent ʹhome at ↑eight ʹthirty.

Синтагматическое членение в английском языке

He ʹwent ʹhome at ʹeight ʹthirty.

Синтагма в английском языке – пример с разговорной речью

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий