8 января 2020 г.

Историческое и фонетическое чередования, редукция служебных слов в английском языке

Историческое и фонетическое чередования в английском языке

Слова, которые в предложении бывают часто безударными – служебные слова, личные и притяжательные местоимения, имеют полные (когда они под ударением) и слабые (редуцированные, т. е. в безударном положении) формы произношения. Будучи безударными, гласные, входящие в состав таких слов, не имеют полного звучания и произносятся слабо, изменяя своё качество и долготу...

Характерное для английского языка явление, носящее название «Чередования сильных и слабых форм» тесно связано с вопросом ударения. В каждом языке мы можем наблюдать, что в пределах одной морфемы в определённых, вполне закономерных условиях, происходит замена одной фонемы другой. Это явление называется чередованием фонем (gradation).

В русском языке мы имеем, например, чередование звонких согласных с глухими в корне:
т / д – труд [трут] / трудный [тру́дныj]
п / б – гриб [гр'ип] / грибной [гр'ибно́j]
к / г – рог [рок] / роговой [pъгa'во́j]
з / ж – возить [ва'зи́т'] / вожу [важу́]
х / ш – тихий [т'и́х'иj] / тишина [т'ишына́].

Виды чередования звуков

Различаются два вида чередований: фонетические и исторические.

Фонетические – это такие чередования, которые зависят от тех реальных фонетических условий, в которые попадает фонема в речевом потоке, и от существующих в языке произносительных норм.

Так, например, чередование глухих и звонких согласных в русском языке объясняется с одной стороны тем, что согласные на конце слова оглушаются, а с другой стороны — свойственной русскому языку регрессивной ассимиляцией на озвончение и оглушение. Так, мы произносим «ниспадать», но «низвергаться», «восстанавливать», но «возрождаться» — чередование с / з в приставке; «хлеб» / «хлебный» – чередование п / б в корне. В соответствии с этим приставки «из», «раз», «воз», «низ», «без», «чрез» получили в современной орфографии фонетическое написание.

В свою очередь, исторические чередования не могут быть объяснены с точки зрения живого языка, они являются лишь застывшими пережитками ранее существовавших фонетических явлений, свидетельствуя о тех или иных фонетических сдвигах, происшедших в ранние эпохи развития языка.

Наблюдаются как чередования гласных, так и согласных. Те или иные звуки могут также чередоваться с нулём звука. Нуль звука – это выпадение звука из состава данной морфемы в определённых положениях.

Например, в русском суффиксе «ок» гласный «о» чередуется c нулём:
холодок / холод-к-а
городок / город-к-а
котелок / котел-к-а.

Чередование может быть грамматикализовано, то есть может нести грамматические функции в языке, например, служить для образования глагольных форм: русское «печь»-«пёк»-«пекла»; «течь»-«текли»; английское see-saw; немецкое gehen-ging-gegangen и т. д..

Историческое чередование фонем в английском языке

Исторические чередования, унаследованные от древних эпох, не следует смешивать с фонетическими. Исторические чередования фонем в английском в большинстве случаев несут какие-либо грамматические функции. Так, при помощи чередований гласных корня образуются основные формы целого ряда глаголов, например, чередования:
ɪ: /е / е – feed [fd] / fed [fed] / fed [fed]; feel [fi:l] / felt [felt] / felt [felt]; dream [dri:m] / dreamt [dremt] / dreamt [dremt] и др. (всего 23 глагола);
ɪ / ʌ / ʌ – cling [klɪŋ] / clung [klʌŋ] / clung [klʌŋ], win [wɪn] / won [wʌn] / won [wʌn] и др. (всего 12 глаголов);
ɪ / æ / ʌ – begin [bɪʹgɪn] / began [bɪʹgæn] / begun [bɪʹgʌn], drink [drɪŋk] / drank [dræŋk] / drunk [drʌŋk] и др. (всего 9 глаголов).

Ряд существительных образует множественное число чередованием гласных корня, например, чередования:
æ / e – man [mæn] / men [men];
u / i: – foot [fut] / feet [fi:t];
u:/i: – tooth [tθ] / teeth [tθ], goose [gu:s] / geese [gi:s] и др..

Чередование гласных и согласных звуков, имеющее различное историческое происхождение, широко используется в английском языке при словообразовании для различения частей речи и пр..

Фонетическое чередование в английском языке

Чередование сильных и слабых форм входит в число чисто фонетических чередований, которые возникли в современном английском языке вследствие свойственных ему фонетических закономерностей и имеет широкое в нём распространение. Его можно наблюдать как в области гласных, так и согласных фонем. Оно также в значительной мере грамматикализовано.

Так, большинство английских глаголов образует основные формы при помощи суффикса -ed [ɪd]. Фонетически это выражается чередованием согласных t / d и гласного [ɪ] с нулём внутри этого суффикса. Таким образом, мы имеем ряд t / d / ɪd, который определяется фонетическими условиями. Если в инфинитиве глагола последний звук гласный или звонкий согласный (кроме [d]), то в прошедшем времени мы имеем [d]; если глухой согласный (кроме [t]), то в прошедшем времени мы имеем [t]; если же инфинитив оканчивается на [t] или [d], то в прошедшем времени и в прошедшем причастии мы имеем [id], например:
play [ple͜ɪ] / played [ple͜ɪd];
conquer [ʹkɔŋkə] / conquered [ʹkɔŋkəd];
ask [ɑ:sk] / asked [ɑ:skt];
construct [kənʹstrʌkt] / constructed [kənʹstrʌktɪd];
command [kəʹmɑ:nd] / commanded [kəʹmɑ:ndɪd].

Множественное число большинства существительных характеризуется прибавлением окончания -(e)s, которое фонетически выражается чередованием. s / z и, кроме того, чередованием гласного [ɪ] с нулём внутри морфемы. Фонетические условия этого чередования следующие: если единственное число существительного оканчивается на гласный или звонкий согласный (кроме шипящих и свистящих), то во множественном числе мы имеем окончание [z]; если на глухой согласный (кроме шипящих и свистящих), то [s], после шипящих и свистящих мы имеем окончание [ɪz], например:
boy [bɔ͜ɪ] / boys [bɔ͜ɪz]
son [sʌn] / sons [sʌnz]
book [buk] / books [buks]
place [ple͜ɪs] / places [ʹple͜ɪsɪz]
wish [wɪʃ] / wishes [ʹwɪʃɪz].

C чем при редукции чаще всего чередуется тот или иной гласный звук в слабых формах служебных слов в английском

Гласная фонема [u:] чередуется с гласными [u] и [ə], например: to – [tu:, tu, tə].

Гласные фонемы [e], [æ], [ɑ:], [ɔ], [ɔ:], [u], [ʌ], [ə:], чередуются с [ə], например:
them – [ðem, ðəm]
that – [ðæt, ðət]
are – [ɑ:, ə]
of – [ɔv, əv]
for – [fɔ:, fə]
but – [bʌt, bət]
her – [hə:, hə].

Что касается гласной фонемы [ɪ] то хотя она весьма устойчива и в неударном положении, но она иногда чередуется с гласным [ə] как, например, в слабой форме неопределённого артикля the – [ðɪ] – [ðə].

Гласный [ə] в быстрой речи может выпадать совсем.

Вот некоторые случаи, когда дифтонги [eɪ], [əʊ], [aʊ], [ɛə] и трифтонг [aɪə] чередуются с другими гласными в словах, в которых эти дифтонги потеряли своё ударение.

[eɪ] [ə] face [feɪs] preface [ʹprefəs]
[eɪ] [ɪ] face [feɪs] preface [ʹprefɪs]
[əʊ] [ə] most [məʊst] utmost [ʹʌtməst]
[əʊ] [o] [ə] phonetics [fəʊʹnetɪks] phonetics [foʹnetɪks] phonetics [fəʹnetɪks]
[aʊ] [ə] mouth [maʊθ] Portsmouth [ʹpɔ:tsməθ]
[ɛə] [ə] there [ðɛə] there is a book [ðər ɪz ə ʹbuk]
[aɪə] [ə] [ə] shire [ʃaɪə] Yorkshire [ʹjɔ:kʃɪə] Yorkshire [ʹjɔ:kʃə]

Дифтонг [aɪ] довольно устойчив и в неударном положении. Однако, он иногда чередуется с гласной фонемой [ɪ], как, например, в выражении mylord [mɪʹlɔ:d]. Иногда [ɪ] можно услышать и в словах my и myself, например, в небрежном произношении выражения Never in my life. – [ʹnevər ɪn mɪ ʹlaɪf ]

В предлоге by дифтонг [aɪ] иногда чередуется с [ə], например: by – [baɪ, bə], хотя этот вариант и не очень употребителен.

Дифтонг [ɔɪ] устойчив и не редуцируется.

Слабые (редуцированные) формы служебных слов, полувспомогательных глаголов и местоимений

В английском языке слова, которые могут применять в различных грамматических функциях, а также некоторые другие слова (т. е. вспомогательные и служебные слова, в том числе (полу)вспомогательные глаголы и местоимения) имеют две формы: cильную, которая применяется в полном стиле, когда слово употребляется в своём основном значении, когда слово находится под ударением и слабую форму, когда эти слова лишены ударения и утратили своё первоначальное вещественное значение.

В слабой форме слова заметно меняют своё произношение, которое может различаться в зависимости от темпа и стиля речи, поскольку, будучи безударными, гласные произносятся слабо, более коротко, не достигают своего полного образования, как в сильной форме, т. е. редуцируются.

Таким образом, гласные (а отчасти и согласные – особенно [r], чередующийся с нулём в ряде служебных слов) звуки служебных слов образуют определённые ряды чередований. Все гласные (кроме [ɪ], [a͜ʊ] и [ɔ͜ɪ]) чередуются с [ə] и с нулём, например:

Сильные формы Слабые формы
me, he, she mi:, hi:, ʃi: mi, hi, ʃI (где [i] – промежуточный между [i:] и [ɪ] звук)
from, at, to frɔm, æt, tu: frəm, ət, tə, tu
I have seen him. aɪ ʹhæv si:n hɪm
  1. aɪ həv ʹsi:n hɪm
  2. aɪ v ʹsi:n ɪm

В последнем примере в варианте a) слабой формы [h] в начале глагола have и местоимения him не произносится, т. е. употребляются формы [(hə)v], [(h)ɪm].

Правильное употребление полных и слабых форм в устной речи и при чтении вслух весьма важно, так как произношение слова в полной форме вместо слабой выделяло бы это слово, увеличивало бы его смысловой вес.

Как уже было показано, выделение служебных слов, полувспомогательных глаголов, личных и притяжательных местоимений в тех положениях, в которых они обычно бывают безударными, используется в английском языке для выражения разных созначений, смысловых оттенков.

Ошибочное произношение этих разрядов слов в полной форме вместо слабой уравнивает по громкости все слова предложения; в результате смысловые отношения слов выражаются менее отчётливо, смысл может искажаться. Кроме того, это неизбежно приводит к нарушению характерного ритма английской речи.

Явление чередования сильных и слабых форм выражено в британском произношении значительно сильнее, чем в американском. В последнем наблюдается менее частое употребление слабых форм, что заметным образом влияет на ритм речи.

Чередование фонем в британском и американском английском – в чём отличие?

В качестве примеров употребления в американском произношении сильной формы вместо слабой, которую бы в данном случае употребил англичанин, могут служить:

  • союз and, который очень часто произносится американцами [ʹænd] вместо [ənd, nd];
  • неопределённый артикль а в сильной форме [eɪ] вместо слабой формы [ə], например, во фразе a more attractive man – [eɪ ʹmɔ:r əʹtræktɪv ʹmæn];
  • предлог of и определённый артикль the, которые в британском произношении за исключением случаев, указанных далее, обычно употребляются в своей слабой форме. В качестве примера употребления их сильных форм в американском произношении можно привести фразу The jolliest of friends [ði: ʹʤɔlɪəst əv ʹfrendz].

Американцам английское произношение, изобилующее большим количеством слабых форм и широким применением нейтрального гласного или же отсутствием гласного в слове, должно казаться «обрывистым». В свою очередь на англичан у потребление долгих гласных и дифтонгов в тех случаях, где более привычно слышать слабые формы, а также удлинение коротких и долгих гласных производит впечатление ненужной выразительности, придаваемой словам, которые не имеют важного значения. Все эти особенности оказывают заметное влияние и на речевой ритм.

Редукция служебных слов в английском языке

Употребление сильных и слабых форм некоторых слов

  1. Определённый артикль the

    Определённый артикль the применяется в своих слабых формах:

    1. [ði] перед гласными, например the apple [ðI ʹæpl]
    2. [ðə] – перед согласными, например: the book [ðə ʹbuk].

    Сильная форма [ði:] употребляется только для выделения или подчёркивания предмета или лица, о котором говорят, например: Не is ʹthe man. – [hi ɪz ʹði: mæn] (Он тот самый человек, о котором мы только что говорили).

  2. Неопределённый артикль а (an)

    Неопределённый артикль имеет слабую форму:

    1. a [ə] перед согласными, например: a clock [ə ʹklɔk];
    2. an [ən] перед гласными, например: an article [ən ʹɑ:tikl].

    Сильные формы [eɪ] перед согласными и [æn] перед гласными употребляются редко.

    Слабые формы определённого артикли [ði] и неопределённого артикля [æn] употребляются также перед такими словами как hotel, historical, horizon, в которых [h], стоящий перед неударным гласным, иногда не произносится, например:
    On the hoʹrizon. – [ɔn ði əʹraɪzn] или [ɔn ðə həʹraɪzn].
    An hisʹtorical ʹstory. – [ən ɪsʹtɔrɪkl ʹstɔ:rɪ] или [ə hɪsʹtɔrɪkl ʹstɔ:rɪ]

  3. Предлоги from, of, for, at, to, upon, into

    Предлоги from, of, for, at, to, upon, into применяются в своих слабых формах в начале и в середине предложения или после паузы, когда они бывают в неударном положении. Эти же предлоги употребляются в своих сильных формах:

    1. когда они бывают ударными для выражения эмоциональности;
    2. когда они находятся в конце предложения;
    3. когда за ними тотчас же следует неударное местоимение (но есть случаи, когда эти предлоги употребляются перед местоимениями и в своей слабой форме, например: Some of them – [ʹsʌm əv ðəm]).
    Сильные формы Слабые формы
    from frɔm frəm, frm
    of ɔv əv, перед глухими согласными – f
    for fɔ:, перед гласными – fɔ:r fɔ·, fə перед гласными – fɔ·r, fər
    at æt ət
    to tu: (этот вариант используется не всеми англичанами) tu, tə
    upon əʹpɔn əp ən
    into ʹɪntu: (этот вариант применяется не всеми англичанами) ɪntu, ɪntə

    Предлоги to и into употребляются в своих слабых формах:

    1. [tə] и [intə] – перед согласными,
    2. [tu] и [intu] – перед гласными и сонантом [w].

    Предлог on не имеет слабой формы и всегда произносится [ɔn].

    Примеры с предлогами в сильной форме:
    ʹLet me ʹknow when you ʹhear from them. – [ʹlet mi ʹnəʊ wen ju ʹhɪə frɪ]
    ʹWhat are you ʹthinking of? – [ʹwɔt ə ju ʹθɪŋkɪŋ ɔv]
    ʹWhat have you ʹdone it for? – [ʹwɔt həv ju ʹdʌn ɪt fɔ:]
    ʹWhat are you ʹlooking at? – [ʹwɔt ə ju ʹlukɪŋ æt]
    ʹDon’t let it be a ʹtrouble to you. – [ʹdəʊnt let ɪt bi ʹ ə ʹtrʌbl tu: ju]

    Примеры с предлогами в слабой форме:
    I ’ve ʹjust ʹсоmе from the ' ʹconference. – [aɪ v ʹʤʌst ʹkʌm frəm ðə ʹkɔnfrəns]
    Of ʹwhat ʹcolour? – [əv ʹwɔt ʹkʌlə]
    For ʹwhat ʹpurpose? – [fə ʹwɔt ʹpə:pəs]
    At the ʹmeeting. – [ət ðə ʹmi:tɪŋ]
    I will ʹgo to ʹLondon. – [aɪ l ʹgəʊ tə ʹlʌndən]

  4. Некоторые полувспомогательные глаголы и вспомогательный глагол to do

    Полувспомогательные глаголы can, must, shall, will и их формы could, should, would, а также вспомогательный глагол do и его форма does применяются в своих сильных формах, когда они находятся под ударением, и в слабых формах, когда они бывают неударными.

    Сильные формы Слабые формы
    can kæn kən, kn, перед [r, g] – kŋ
    must mʌst məst, məs, mst, ms
    shall ʃæl ʃəl, ʃl
    will wɪl l
    do du: du, də, d
    could kud kəd, kd
    should ʃud ʃəd, ʃd
    would wud wəd
    does dʌz dəz

    Примеры с (полу)вспомогательными глаголами в сильной форме:
    Of' ʹcourse I ʹcan. – [əv ʹkɔ:s aɪ ʹkæn]
    ʹMust I ʹtell him? – [ʹmʌst aɪ ʹtel hɪm]
    ʹWill this ʹsum ʹdo? – [ʹwɪl ðɪs ʹsʌm ʹdu:]
    I ʹcouldn’t ʹbear it. – [aɪ ʹkudnt ʹbɛər ɪt]
    ʹShould I ʹask him? – [ʹʃud aɪ ʹɑ:sk hɪm]
    ʹWould you ʹlike it? – [ʹwud ju ʹlaɪk ɪt]

    Примеры с (полу)вспомогательными глаголами в слабой форме:
    I can ʹdo it before toʹmorrow. – [aɪ kən ʹdu ɪt təʹmɔrəʊ]
    I must ʹhurry. – [aɪ məst ʹhʌrɪ]
    He will ʹlet me ʹknow about it. – [hi: l ʹlet mi ʹnəʊ əbaʊt ɪt]
    He could have ʹcome ʹlast ʹnight. – [hi kəd həv ʹkʌm ʹlɑ:st ʹnaɪt]
    He should have ʹfinished ʹlast ʹnight. – [hi ʃəd həv ʹfɪnɪʃt ʹlɑ:st ʹnaɪt]
    I would ʹrather you ʹdidn’t. – [aɪ wəd ʹrɑ:ðə ju ʹdɪdnt]

  5. Глагол to have

    Глагол to have в разных лицах и временах употребляется в своей сильной форме:
    1. когда он находится под ударением;
    2. когда он имеет вещественное значение;
    3. когда он служит для выражения однократного непродолжительного действия в конструкциях типа to have a wash, to have a smoke и т. д..

    В других случаях глагол to have употребляется в своей слабой форме.

    Сильные формы Слабые формы
    have hæv həv, əv, v
    hashæz həz, əz, после глухих согласных – s
    had hæd həd, əd, d

    В очень быстрой речи, когда этот глагол находится в середине предложения, звук [h] в формах [həv, həz, həd] не произносится.

    Примеры с глаголом to have в сильной форме:
    То be ʹsure I ʹhave. – [tə bi ʹʃuər aɪ ʹhæv]
    I have a ʹnew iʹdea. – [aɪ hæv ə ʹnju: aɪʹdɪə]

    Примеры с глаголом to have в слабой форме:
    They have conʹstructed this ʹworks. – [ʹðeɪ həv kənʹstrʌktɪd ðɪs ʹwə:ks]
    He has ʹgone ʹout of ʹtown. – [hi əz ʹgɔn ʹaʊt əv ʹtaʊn]
    ʹLet us have a ʹgood ʹchat. – [ʹlet əs həv ə ʹgud ʹʧæt]

  6. Глагол to be

    Глагол to be в разных лицах и временах употребляется в своей сильной форме, когда он находится под ударением. Во всех других случаях он употребляется в своей слабой форме.

    Сильные формы Слабые формы
    be bi: bi
    am æm əm, m
    are ɑ:, перед гласными – ɑr ə, перед гласными – ər
    is ɪz После гласных и звонких согласных – z, после глухих – s
    was wɔz wəz, wz
    were wə:, wɛə, перед гласными – wə:r, wɛər (формы wɛə и wɛər употребляются очень редко) wə, перед гласными – wər

    Примеры с глаголом to be в сильной форме:
    ʹAm I ʹlate? – [ʹæm aɪ ʹleɪt]
    Of ʹcourse they ʹare. – [əv ʹkɔs ðeɪ ʹɑ:]
    ʹWere they ʹtold, to ʹcome? – [ʹwə: ðeɪ ʹtəʊld tə ʹkʌm]

    Примеры с глаголом to be в слабой форме:
    I am ʹout of ʹsorts. – [aɪ əm ʹaʊt əv ʹsɔ:ts]
    Our ʹyoung muʹsicians are ↑well ʹknown aʹbroad. – [aʊə ʹjʌn mju:ʹzɪʃnz ə ↑wel ʹnəʊn əʹbrɔ:d]
    They were at a ʹloss ʹwhat to ʹdo. – [ðeɪ wər ət ə ʹlɔs ʹwɔt tə ʹdu:]

  7. Личные местоимения и притяжательные прилагательные

    Личные местоимения you, he, she, we с их формами me, him, her, us, them и притяжательное прилагательное your употребляются в своих сильных формах, главным образом, когда они находятся под ударением, а также перед слабыми формами некоторых вспомогательных глаголов.

    Сильные формы Слабые формы
    you ju: ju
    he hi: hi
    she ʃi: ʃi
    we wi: wi
    me mi: mi
    her hə:, перед гласными – hə:r hə, ə, перед гласными – hər, ər
    us ʌs əs, s
    them ðem ðəm
    your jɔ:, juə, перед гласными – jɔ:r, juər jɔ·, jə, перед гласными – jɔ·r, jər

    Примеры с личными местоимениями и притяжательным прилагательным your в сильной форме:
    ʹYou look pale. – [ʹju luk peɪl ]
    ʹHe speaks loud. – [ʹhi: ʹspi:ks laʊd]
    ʹShe’s a pianist. – [ʹʃi: z ə pɪənɪst]
    ʹWe (ha)ve worked much. – [ʹwi: əv wə:kt mʌʧ]
    He ʹasked ʹme. – [hi ʹɑ:skt ʹmi:]
    ʹAll ʹcame to ʹsee ʹher. – [ʹɔ:l ʹkeɪm tə ʹsi: ʹhə:]
    You should inʹform ʹus. – [ju ʃəd ɪnʹfɔ:m ʹʌs]
    It apʹplies to ʹthem. – [ɪt əʹplaɪz tə ʹðem]
    It’s ʹyour idea. – [ɪt s ʹjɔ:r aɪdɪə]

    Примеры с личными местоимениями и притяжательным прилагательным your в слабой форме:
    You ʹlook, ʹtired. – [ju ʹluk ʹtaɪəd]
    He ʹspeaks ʹFrench. – [hi ʹspi:ks ʹfrenʧ]
    She ʹplays ʹwell. – [ʃi ʹpleɪz ʹwel]
    We ʹwork ʹmuch. – [wi ʹwə:k ʹmʌʧ]
    He ʹnoticed me. – [hi ʹnəʊtɪst mi]
    I’ve ʹspoken with her. – [aɪ v ʹspəʊkn wɪð hə]
    ʹLet us ʹstart! – [ʹlet əs ʹstɑ:t]
    I will ʹmeet them. – [aɪ l ʹmi:t ðəm]
    Your iʹdea is ʹinteresting. – [jɔ·r aɪʹdɪə z ʹɪntrɪstɪŋ]

  8. Некоторые союзы, наречия, местоимения

    Союзы and, but, than, as, that, наречие there и местоимение some употребляются в своих сильных формах, когда они находятся под ударением, и в своих слабых формах, когда они бывают неударными.

    Сильные формы Слабые формы
    and ænd ənd, nd, ən, n
    but bʌt bət
    some sʌm səm
    than ðæn ðən
    as æz əz
    that ðæt ðət
    there ðɛə, перед гласными – ðɛər ðə, перед гласными – ðər

    Примеры с союзами, наречиями, местоимениями в сильной форме:
    ʹSome people ʹcan do it. – [ʹsʌm pi:pl ʹkæn du: ɪt]
    ʹAs we ʹcame ʹlate, ǀ we ʹcouldn’t ʹfind her. – [ʹæz wi ʹkeɪm ʹleɪtII ǀ wi ʹkudnt ʹfaɪnd hə] (римскими цифрами здесь обозначен интонационный мотив)
    We ʹwalked ↑there and ʹback. – [wi ʹwɔ:kt ↑ðɛər ənd ʹbæk]

    Примеры с союзами, наречиями, местоимениями в слабой форме:
    I ’ve ʹbought some ʹenvelopes. – [aɪ v ʹbɔ:t səm ʹenvɪləʊps]
    As the ʹletter ʹcome ʹlate, ǀ he ʹdidn’t ʹget it. – [əz ðə ʹletə ʹkeəm ʹleɪtII ǀ hi ʹdɪdnt ʹget ɪt]
    There is ʹplenty of ʹ room. – [ðər ɪz ʹplentɪ əv ʹrum]

    Когда слово that употребляется в функции указательного местоимения, оно применяется только в своей сильной форме. Относительное местоимение that и союз that применяются только в слабой форме.

    Наречия then и when имеют только сильную форму [ðen] и [wen].

    Не следует смешивать наречие then с союзом than, который имеет две формы [ðæn] и [ðən].

Ниже помещаем таблицу, в которой даны чередующиеся звуки и слова, в которых это чередование имеет место, а также транскрипция слов в сильной и слабой форме. Кроме служебных слов, в таблицу вошли также несколько слов, принимающих слабую форму при словосложении.

Чередование звуков в английском, таблица

Чередование Написание Транскрипция
Сильная форма Слабая форма
e / ə them, many, berry, men ðem, ʹmenɪ, ʹberɪ, men ðəm, mənɪ**, b(ə)rɪ**, mən**
æ /ə / нуль an, and, that, at, am, can, had, has, have, shall, as, than, land, pan, man æn, ænd, ðæt, æt, æm, kæn, hæd, hæz, hæv, ʃæl, æz, ðæn, lænd, pæn, mæn ən, (ə)n(d), ðət, ət, (ə)m, k(ə)n, (h)(ə)d, (h)(ə)z, (h)(ə)v, (ʃ)(ə)l, əz, ðən, lənd, pən, mən
ɑ:r** / ər** are ɑ:(r**) ə(r**)
ɔ / ə / нуль from, of, upon, was, not frɔm, ɔv, əʹpɔn, wɔz, nɔt fr(ə)m, əv, əpən, w(ə)z, nt
ɔ:(r**) / ə(r**) for, your, board, ford fɔ:(r), jɔ:(r), bɔ:d, fɔ:d fə(r), j(ə)r, bəd**, fəd**
u / ə / нуль into, could, should, would, full ɪntu, kud, ʃud, wud, ful ʹɪntə, kəd, ʃ(ə)d, wəd, f(ə)l
u: / ə / нуль do, to du:, tu: d(ə), tə
ʌ / ə / нуль but, us, does, must, some, such bʌt, ʌs, dʌz, mʌst, sʌm, sʌʧ bət, (ə)s, dəz, məst, s(ə)m, səʧ
ə:(r**) / ə(r**) her, were, per, sir hə:(r), wə:(r), pə:(r), sə:(r) hə(r), wə(r), pə(r), sə(r)
e͜ɪ / ə a, able e͜ɪ, ʧe͜ɪbļ ə, əbļ**
a͜ɪə(r**) / ɪ͜ə(r**) / ə(r**) shire ʃa͜ɪə(r) ʃɪ͜ə(r) – ʃə(r)**
ɛ͜ə(r) / ə(r**) there is, there are ðɛ͜ə(r)ɪz, ðɛ͜ə(r)ɑ: ðə(r)(ɪ)z, ðə(r)ɑ:
ɔ:(r) / ə(r**) for, your fɔ:(r), jɔ:(r) fə(r), jə(r)
ʊ͜ə(r) / ə(r**) your jʊ͜ə(r) jə(r)
i: / ə the ði: (перед гласными) ðə (перед согласными)
* Помеченные слабые формы встречаются только в сложных словах
** Помеченные ряды имеют два варианта: c r – в слитной форме слов и без r – в абсолютной.

Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий